Игрушки, загадки, игры, потешки...

Игры | Загадки | Колыбельные | Игрушки | Поиск


Колыбельные

Младенец в возрасте до сорока дней воспринимался в народной культуре как существо, сохраняющее связь с потусторонним миром, откуда он явился и куда мог возвратиться в любой момент, тем более, что в русской деревне смерть представляла собой реальную угрозу для каждого новорожденного. Главной целью матери (или того, кто ухаживал за ребенком) было удержание его на земле.

До сорокового дня новорожденного называли «сырым», «парным», «новинкой». Поначалу сам для себя ребенок не существует: «Как родился сей раб младенец, не знает себе ни имени, ни вотчины, ни отца ни матери, ни роду, ни племени, и ни страсти и ни боязни, не имеет в себе ни ума, ни разума… » (из севернорусского заговора на ловлю белок. Русские дети. Основы народной педагогики. С.221)

Свое существование человечек начинает осознавать через окружающих его людей, через их прикосновения, действия и слова.

Самым эффективным способом «закрепить» ребенка в мире людей считалось указание новорожденному его собственного места в этом мире – наречение ему имени, озвучивание имен родителей. В задачу воспитателей входило также помочь ребенку построить модель мироздания и дать ребенку важнейшие пространственные и смысловые ориентиры.

Для народной культуры было характерно стремление дать ребенку основные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он этот мир практически будет осваивать сам. Построение картины мира ребенка начиналось сразу после появления младенца на свет через обращенный к нему материнской фольклор – колыбельные песни, пестушки, потешки…

Колыбельная песня заранее дает ребенку простейшую схему картины мира, знакомит с расстановкой сил, персонифицированных в образах людей, животных, мифологических персонажей, и с главными принципами, которыми должен руководствоваться человек, вступающий на дорогу жизни.

Описывать колыбельные песни довольно сложно, так как исполнение зависит от ситуации убаюкивания: долго ли засыпает малыш, устала ли мама (бабушка, нянька), какие события случились днем…

Большинство колыбельных публикуется в виде небольших сюжетно завершенных текстов, но в реальной жизни, колыбельные могут составлять около полусотни и более строк, где один сюжет плавно перетекает в другой, сливается с третьим. Кроме того, исполнитель всегда импровизирует, например, за счет созвучности слов - могут прилететь журавли, а могут и воробьи. Иногда текст колыбельной переходит в припеваемые наборы звуков, сохраняющих мелодию (Бай-бай, баю-бай. Люлю-люлю-люлю. Ту-ту-ту-туру-руру) или перерасти в бытовой диалог:

- Я вам денюжку принес, 
За квартиру за февраль.
 –Вот спасибо, хорошо, 
Положите на комод…» 
(фильм «Операция «Ы»)

Некоторые сюжеты колыбельных песен:

1) Символическое представление основных пространственных координат мира, куда пришел ребенок после появления на свет. Упорядочивание пространства начинается с фиксации точки, в которой находится ребенок. В колыбельных часто и преувеличенно положительно описывается колыбель – первое собственное место ребенка, его исходное личностное пространство.

Висит колыбель 
На высоком на крюку. 
Крюк золотой, 
Ремни бархатные, 
Колечки витые, 
Крюки золотые.

 ***

У котика, у кота 
Колыбель хороша, 
У моего Сашеньки 
Лучше его. 
У кота, кота 
Перинушка мягка, 
У моего Сашеньки 
Мягче его. 
У кота, у кота 
Подушечка бела, 
У моего Сашеньки 
Соболиное лежит.
***
Как у Вани колыбель
Во высоком терему,
Шитом, браном пологу, 
Кольца-пробойца серебряные...

Ребенок здесь подобен божеству, окруженному ценными дарами.

Ой, ляльки-ляльки-ляльки,
В изголовье крендельки, 
В ручках яблочки,
В ножках прянички, 
По бокам конфеточки, 
Винограду веточки.

***
О качи, качи, качи 
Под подушкой калачи, 
В ручках прянички, 
В щечках яблочки, 
О лю-лю, лю-лю, лю-лю.

В колыбельных этого типа утверждается высшая качественность и ценность занимаемого ребенком места. Слова колыбельной песни еще раз укрепляют ребенка в мысли, что он – самый желанный, мама – самая лучшая, дом – самый родной, формируют то, что ученые называют «базовым доверием к жизни». В противопоставление теплого защищенного пространства дома-колыбели, внешний мир описывается как опасное место для маленького человечка - темный лес, речка, луг, куда до поры до времени ребенку ходить не надо. Эти два мира разделены границей, которую не должен переступать ребенок - «край».

Баю-баюшки-баю, 
Не ложися на краю: 
Придет серенький волчок, 
Он ухватит за бочок 
И потащит во лесок, 
И положит под кусток

***

Не ходи туда на край!
На краю собаки злые,
Там старухи пожилые

2) Во многих колыбельных перед ребенком разворачивается перспектива его будущей самостоятельной, взрослой жизни, где он будет работать, кормить и содержать своих собственных детей и родителей.

Вырастешь большой, 
Будешь хороший да баской, 
Будешь в людушки ходить, 
Будешь денежки носить, 
Станешь работку работать, 
Станешь пашенку пахать
***
Баю-баю,
Живет мужик на краю, 
Он не беден, не богат, 
Полна горница ребят, 
Все по лавочкам сидят, 
Кашу маслену едят. 
Каша масленая, 
Ложка крашеная.

Здесь ему задается структура социального пространства, в котором он найдет себе место, перечисляются члены семьи, нравственные категории взаимоотношений с младшими, старшими, святыми покровителями. Закладывается система отношений в пространстве мира людей, определяются цели жизни ребенка, а также ее границы, конечность.

Отец пошел за рыбою,
Дедушка дро¬ва рубить, 
Матушка уху варить
***
Одна бабка далеко, 
Друга зары¬та глубоко.
***
Байки, побайки, 
Куплю матери китайки, 
Отцу кумачу, 
Братцу бархатцу, 
Сестре ленточку, 
Дедку сапоги, 
Бабке коты, 
Да ей к обедне ходить.

Причем в колыбельных песнях изображается и утверждается благополучная судьба.

Баюшки-баю!
Спи по ночам, 
Расти по часам! 
Вырастешь велик, 
Будешь в золоте ходить, 
Нянюшкам, мамушкам 
Обновки дарить, 
Красным девушкам — 
По ленточке. 
Нянюшки, мамушки, 
Качайте дитя!
***
С Угомоновною,
С красной девицею,
И ты спи по ночам,
Ты расти по часам.
А как вырастешь велик,
Стану в золоте водить,
Станешь серебро носить,
А нянюшкам, мамушкам
Обносочки дарить,
А сенным девушкам —
Новые пошить,
Моему Ванюшке носить.

3) Мотив изгнания вредителя, мешающего ребенку спать (Бука, Бабай, собака, волк, корова..)

Баю-баюшки-бай-бай!
Поди, бука, под сарай, 
Моего Ваню не пугай! 
Я за веником схожу, 
Тебя, бука, прогоню. 
Поди, бука, куда хошь, 
Моего Ваню не тревожь. 
***
Баю-баю, баю-бай
Ты собачка не лай,
Белолоба не скули,
Нашу Любу не буди.
***
Баю-баю 
Петушок –золотой гребешок.
Что ты рано встаешь, 
Голосисто поешь
Маше спать не даешь?
***
Люли-люли, ай-люли
Прилетели журавли.
Журавли-то из болота
И садились на ворота.
А воротички скрипят, 
Спать Ванюше не велят.
Вы ворота не скрипите – 
Вы Ванюшу не будите.

4) Мотив призвания того, кто может защитить, успокоить ребенка (Богородица, Никола, ангелы, Сон дрема, голуби…)

Баюшки-баю! 
Сохрани тебя 
И помилуй тебя 
Ангел твой, — 
Сохранитель твой, 
От всякого глазу, 
От всякого благу, 
От всех скорбей, 
От всех напастей.
***
Уж ты котинька-коток, 
Котик — серенький хвосток, 
Приди, котик, ночевать, 
Мое дитятко качать. 
Я тебе-то, коту, 
Я тебе, воркоту, 
За работу уплачу: 
Бел платочек повяжу, 
Наряжу тебя в сапожки,
Носки лаковые,
Будешь, котик, 
ты плясать,Колю будешь забавлять.
***
Котя-котенька коток, 
Котя-серенький хвосток,
Приходи к нам ночевать, 
Нашу Светочку качать.
Уж как я тебе коту за работу заплачу - 
Дам кусок пирога, да кувшин молока,
Да каши горшок, сладких яблочек мешок.
Уж ты котик поскучай,
Нашу детку покачай.
***
Бай да лю-лю, 
Володю спать укладу. 
Кошки, котята 
По очепу бежат, 
Володе сна тащат. 
Сон да дрема — 
Володе в глаза! 
Сон ходит по сеням, 
Дрема ходит по новым. 
Сон говорит, 
Володе спать велит. 
Сон в сапогах, 
Дрема в катанках. 
Сон говорит:
«Володю укладу». 
Дрема говорит:
 «Ему спать велю».

***
Бай-бай-бай! 
Ну баю-баю-баю! 
Баю Ванюшку моего! 
Уж ты, Ванюшка, спи, 
Угомон тебя возьми
***
Люли-люли, ай-люли
Прилетели голуби.
Сели гули на кровать, 
Стали Машеньку качать

5) Мотив кормления-угощения

Все по лавочкам сидят, 
Кашку масляну едят. 
Ложка гнется, нос трясется,
Сердце радуется
***

Люли-люли-люлюшки,
Прилетели гулюшки
Стали гули ворковать: 
Чем нам Машеньку питать?
 — Чайком, молочком.
Молоч¬ком и с сахарком. 
Залетели в уголок, 
Зажигали огонек. 
Стали кашу варить, 
Стали Машеньку кормить
***
Дитя любит рожок
А пестунъя – пирожок
Пирога-то нету,
Дам тебе конфету

6) Тема смерти. По мнению ученых, такие колыбельные, вопряки своему прямому содержанию, являются защитой от смерти.

Умирать не торопись. 
Поторопишься, умрешь,
Много слез наделаешь
***
Свезем к Троицы, к Миколы
Под большие колоколы,
Под тоненьки дощечки, 
Под белы саванки. 
Да под елочки, 
Да под березочки
***
Закрой, Люсенька, глаза, 
Мы кладем под образа
Трои суточек пропустим, 
Во сыру землю опустим
Мы зароем песком 
Да завопим голоском
Сделаем поминки
Наварим пиво в крин¬ке
Мамка у печки
Блинков напечет

7) Мотив сна и укачивания

Спи-ко, Маша-солнышко, 
Спи-ко, житно зернышко. 
Спи, моя родная, 
Рыбка золотая.
Ты, сугрева теплая, 
Расти, замена легкая,
Уж ты легонький посол, 
Куда пошлешь, туда пошел.
Свечушка, усни, 
Моя светлая, поспи.

***
Ой лю-лю, мое дитятко,
Спи-тка усни, дитя материно,
Все ласточки спят,
И касатки спят,
Куницы спят,
И лисицы спят.
Нашему Ванюшке
Спать велят.
Для чего, зачем
Ванюше не спать?
Ласточки спят
Все по гнездышкам,
Касаточки спят
Все по кусточкам,
Лисицы спят
Все по подкусточкам,
Куницы спят
Все по норочкам,
Соколы спят,
Все по гнездышкам,
Соболи спят
Где им вздумалось, 
Маленькие детки 
В колыбельках спят. 
Спи-тко, Ванюша, 
Спи-тко, дитятко родное!

8) Мотив наказания ребенка за то, что тот долго не засыпает. Угроза наказания зачастую направлена не самому ребенку, а какому-нибудь постороннему лицу, например «котику», что дает возможность матери выплеснуть негативные эмоции, не нанося вреда младенцу.

Как у котика-кота
Была мачеха люта
Она била кота, колотила кота
***
Колотушек надаю
Колотушек двадцать пять
Будет дитя крепко спать

Исследователи отмечают, что пение и состояние укачивание гармонизируют состояние не только ребенка, но и матери.

Литература:

  1. М.В. Осорина Секретный мир детей ву пространстве мира взрослых. СПб, 2004
  2. Русские дети. Основы народной педагогики. Иллюстрированная энциклопедия, СПб, 2006
Сайт создан в системе uCoz